Статья № 10

Подольская МИС: и снова "ЗОЛОТО"

 

   Серьёзным успехом для Подольской машиноиспытательной станции увенчалась состоявшаяся накануне профессионального праздника тружеников села 16-я Всероссийская выставка «Золотая осень-2014». Для коллектива испытателей стало уже традицией не возвращаться без наград с проходящего на ВДНХ крупнейшего в стране агропромышленного форума. И вот очередная золотая медаль - за внедрение высокоэффективной импортозамещающей кормоуборочной техники.

 

 

zp osen

 

    - В последние годы, - делится наболевшим главный инженер Подольской МИС Дмитрий Казанский, - происходит агрессивное про­движение на российский рынок зарубежных сельскохозяйственных машин. В принципе, они неплохие, но по сравнению с нашими ана­логами чрезвычайно дорогие, цены бывают раз в десять выше. Но особенно накладными, даже разорительными для хозяйств являются обслуживание и ремонт. А если поломка слу­чается в страду - так это просто катастрофа. Мириться с таким положением дел нельзя, да и сопутствующий этому спад в отечественном сельхозмашиностроении не может нас устраи­вать. Так что задача импортозамещения стала предельно актуальной, не случайно она была заявлена на самом высоком государственном уровне. По этому пути пошли и «Ростсель­маш», и Волгоградский тракторный завод, и другие предприятия. К сожалению, самым «уз­ким» местом оставалась кормоуборка...

   Дело сдвинулось благодаря инициативе группы предпринимателей с Егорьевского механического завода. Проанализировав об­становку на рынке, они решили воспроизвести применительно к условиям XXI века то лучшее, что связано со знаменитой в Советском Союзе косилкой Е-302 (в просторечье её называли «ешкой» или «немкой». От восточногерман­ского прототипа взяли простоту конструкции, надёжность, манёвренность на поле при экс­плуатации в любых почвенно-климатических условиях, возможность проведения ремонта собственными силами, без привлечения доро­гостоящих сервисных специалистов.

К этим несомненным преимуществам до­бавились значительные новшества. Кабина с панорамным остеклением, соответствующая современным стандартам. Кондиционер, име­ющий несколько режимов и обеспечивающий необходимый комфорт на рабочем месте ме­ханизатора. Сиденье, оборудованное подло­котниками и подголовником, амортизатором и устройством регулировки в зависимости от веса водителя. Рулевая колонка с возможно­стью регулировки руля по высоте и наклону. Электронный блок приборов, который своев­ременно проинформирует о возникновении нештатной ситуации.

На смену рычагам управления пришли многофункциональные джойстики, причём благодаря пневматике необходимые функции включаются одним нажатием кнопки. Плюс на­дёжный дизельный двигатель мощностью 65 кВт, двухконтурная система гидравлики, до­стойное навесное оборудование - несколько модификаций жаток, плющильный агрегат, валкоукладчик.

Всё это вместе - самоходная косилка-плю­щилка Е-403 «Мещёра», представляющая со­временный уровень развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения. Раз­работкой «Мещёры» занималось Конструктор­ское технологическое бюро сельхозмашин из Санкт-Петербурга, для испытаний Егорьевский завод обратился к специалистам Подольской МИС, по праву являющейся одним из соавто­ров этого важного свершения.

Побывав на днях на машиноиспытатель­ной станции, мы побеседовали с участниками этого ответственного проекта. Заведующий лабораторией полевых испытаний Александр Воронков (на нём, наряду с главным инжене­ром, - основная ответственность) обратил вни­мание на высокую эргономичность машины, позволяющую механизатору комфортно и эф­фективно трудиться в течение всего рабочего дня. А ещё Александр Николаевич вспомнил, как начинали в 2012 году с посещения завода, с оценки технологического процесса, техниче­ских качеств и условий безопасности. Расска­зал о выявленных и впоследствии устранённых конструктивных недостатках, они, в частности, касались системы кондиционирования, пере­ключения джойстиков, ремённых передач.

Поделилась впечатлениями и ведущий экономист Лидия Фомичёва: как не вылеза­ли с полей, хронометрируя рабочую скорость машины, фиксируя производительность и дру­гие эксплуатационные показатели. Ведущему агроному Галине Мелешко довелось условия испытаний оценивать, а это твёрдость и влаж­ность почвы, температура воздуха, состав тра­востоя... Ведущий инженер Наталья Тарасова сводила полученные данные в общий протокол, который является главным итоговым докумен­там. Каждый вносил свою лепту в общее дело.

Сегодня «Мещёра» - одна из самых привлекательных в стране сельхозмашин по соотношению цены и качества, очередь на неё на несколько лет расписана. И гео­графия спроса широкая: Башкирия, Татар­стан, Урал, Сибирь, Кавказ, Казахстан. Производственные мощности в Егорьевске невелики, так что заводчане планируют расширяться. А также занимаются совер­шенствованием машины, приспосабливая к ней гидроподъёмник для работы на фер­мах в зимнее время. И здесь опять-таки не обойтись без помощи Подольской МИС.

Так что плодотворное сотрудничество продолжается. А среди плодов - не толь­ко вкусные и питательные корма для жи­вотных, но и сразу две золотые медали «Золотой осени». Одна вручена Егорьев­скому механическому заводу и санкт- петербургскому конструкторскому бюро, другой удостоена Подольская машинои­спытательная станция. О чём и диплом имеется за подписями министра сельско­го хозяйства России Николая Фёдорова и мэра Москвы Сергея Собянина.

- Это результат труда всего нашего коллектива, - убеждённо говорит директор МИС Николай Шилягин.


Ростислав Лазарев